Фаркопы (Тягово-сцепное устройство - ТСУ)

Фаркопом называется специальное тягово-сцепное устройство, с помощью которого к автомобилю присоединяется прицеп. Одним из важнейших моментов конструктивной особенности любого фаркопа является его крепление к кузову или раме тягача, а вернее к тем элементам, на которые и придется основная нагрузка. Кроме этого важным показателем является количество циклов нагружения, а также предельно допустимая статическая нагрузка. Поэтому, что бы правильно рассчитать несущую способность фаркопа, необходимо точно рассчитать его конструктивные размеры, соответствующие прочности фаркопа в процессе эксплуатации.

Один из критериев во время испытаний фаркопа на заводе является установка предельной нагрузки на фаркоп, соответствующей полному весу прицепа вместе с грузом. Такая методика позволяет с высокой точностью оценивать правильность конструктивных решений. Кроме этого во время заводских испытаний удается во время выявлять недостатки конструкции фаркопа, подобрать оптимальный металл и его размеры, а также правильно скомпоновать составляющие части, что бы распределение силовой нагрузки было как можно равномернее.

Но на заводе каждый фаркоп рассчитан на определенную нагрузку и при выборе сцепного устройства для своего автомобиля вы должны уже сами из каталога правильно подобрать максимальную массу прицепа с учетом перевозимого груза. Допустим, если фаркоп необходим для перевозки грузов общей массой в 1,2 тонны, а сцепное устройство может выдержать нагрузку только в 1 тонну, то такой фаркоп явно вам не подходит. Конечно, запас прочности при этом у каждого фаркопа имеется достаточный, но зачем полагаться на удачу, если можно выбрать фаркоп более мощный.

В настоящее время множество компаний предлагают широкий выбор сцепных устройств, но, как показывает практика, не все они могут похвастаться высокой надежностью и хорошими техническими характеристиками. Одними из лучших в своем классе считаются фаркопы балтекс. Данные сцепные устройства представляют собой высокотехнологичную продукцию, которая соответствует всем европейским стандартам качества. Важной особенностью данных фаркопов является процедура оцинковки, благодаря чему удается создать антикоррозийный слой, прекрасно защищающий от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Поэтому, если вы решите купить фаркоп балтекс, вы об этом ни разу не пожалеете. К тому же фаркопы балтекс придадут автомобилю более эстетичный внешний вид. Ну а надежности этих сцепных устройств даже упоминать не приходится – здесь все сделано на высочайшем европейском уровне, а сами фаркопы соответствуют всем международным стандартам качества.

Что такое фаркоп (тягово-сцепное устройство)?

«Ох, нелегкая это работа – из болота тащить бегемота». Помните, как когда-то Вы сопереживали персонажам этой детской сказки? Героям было бы гораздо легче решить эту задачу, если бы в их распоряжении был современный автомобиль, оснащенный современным фаркопом.

Устройство фаркопа

Фаркоп - это тягово-сцепное устройство (ТСУ), предназначенное для буксировки транспортным средством легковых прицепов с полной конструктивной массой не более 3500 кг, содержащее сцепной шар, устанавливаемый на тяговом автомобиле, и сцепную головку, устанавливаемую на дышле прицепа. Сцепной шар на кронштейне крепится к нижней части автомобиля (кузову или раме).

Прицеп — транспортное средство, не оборудованное двигателем, предназначенное для движения в сцепке с автомобилем. Прицепы делятся на легкие и тяжелые. Легкие прицепы имеют разрешенноую максимальную массу не более 750 кг. Тяжелые - более 750 кг. Все прицепы обязательно оснащаются тормозной системой. Для правильного выбора фаркопа важно учитывать такие характеристики:

  1. Снаряженная масса прицепа — это его собственный вес с запасным колесом (если входит в комплектацию) без груза.
  2. Разрешенная максимальная, или полная, масса — вес снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой.

Для буксировки прицепа автомобиль должен быть оборудован специальным тягово-сцепным устройством со штепсельной розеткой для питания электрооборудования прицепа. Устройство фаркопа, таким образом, включает в себя и электрику - блок согласования и розетки с проводами для обеспечения питания световых приборов буксирумого оборудования и нормальной работы электрических цепей автомобиля.

Что означают вертикальная и горизонтальная нагрузки на фаркоп?

Вертикальная нагрузка на фаркоп – это максимальное допустимое давление, оказываемое в вертикальной плоскости на крюк фаркопа дышлом прицепа или другим установленным на него оборудованием (например, велокреплением), которое не ухудшит управляемость автомобиля.

Горизонтальная (тяговая) нагрузка на фаркоп – это максимальная допустимая масса прицепа, которая не ухудшит управляемость автомобиля.

Таким образом, горизонтальная нагрузка на фаркоп предписывает максимальную массу буксируемого прицепа, а вертикальная - ограничивает вес багажника для велосипеда или грузовой платформы. Внимательное отношение к этим показателям повысит вашу безопасность при экстренном торможении, скольжении и в других экстремальных ситуациях на дороге!

При выборе фаркопа необходимо обеспечить соответствие его характеристик параметрам буксируемого средства: максимально допустимой нагрузке на тягово-сцепное устройство и весу прицепа (с учетом его загрузки), указанным в руководствах по его эксплуатации. Следует учитывать также тип дорожного покрытия, по которому Вы будете чаще ездить, т.к. при эксплуатации прицепа на неасфальтированном покрытии реальные вертикальная и горизонтальная нагрузки на оборудование будет больше, чем на асфальте вследствие трения колес о дорожное покрытие.

Достоинства современных фаркопов

Еще сравнительно недавно в России на грузовых автомобилях и отечественных внедорожниках в качестве тягово-сцепного устройства применялся буксировочный крюк, который крепился к дышлу прицепа. Главным недостатком такой конструкции было наличие значительного люфта между дышлом и крюком, что приводило к чрезмерным ударным нагрузкам при трогании/торможении, которые быстро выводили фаркоп из строя – вплоть до самопроизвольного расцепления автопоезда во время движения.

Современные фаркопы лишены этого недостатка и наделены массой достоинств:

  • Об их надежности свидетельствуют результаты испытаний: они выдерживают тест на усталостную прочность - 2 000 000 циклов знакопеременной нагрузки.
  • У них улучшенное антикоррозийное покрытие.
  • Их можно снимать с автомобиля, когда в них нет надобности: сегодня на рынке кроме традиционных сварных присутствуют фаркопы с условно-съемными шарами, съемные полуавтоматы и даже фаркопы, которые не снимаются, а задвигаются под днище, что обеспечивает более привлекательный внешний вид авто.
  • С ними можно взять в путешествие все и еще больше. И наслаждаться комфортом!

На самом деле назначение этого дополнительного оборудования еще шире, чем мы указали, в чем Вы можете убедиться, прочитав статью об его использовании.

Важно отметить также, что установка фаркопа высокого качества в дальнейшем поможет обезопасить автомобиль от неприятных повреждений, и тем самым, сократит расходы на его эксплуатацию и ремонт.